Для Республики Беларусь особый интерес к развитию ВИЭ в России связан не только с географической близостью наших стран, но и участием в таких интеграционных объединениях, как Союзное государство, а также Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Так, среди 28 союзных программ, направленных на укрепление российско-белорусской интеграции, предусмотрены такие направления сотрудничества, как формирование объединенных рынков газа, нефти и нефтепродуктов, электрической энергии, развитие атомной энергетики, а также формирование единой промышленной политики. В рамках ЕАЭС до 1 января 2025 года должны заработать общие рынки электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов. Хотя сектор ВИЭ явно не упоминается среди интеграционных приоритетов, можно предположить, что формирование общего рынка электроэнергии приведет если не к унификации, то, по крайней мере, к сближению подходов к государственной поддержке ВИЭ в Беларуси, России и странах – партнерах по ЕАЭС в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Развитие ВИЭ в России происходило, главным образом, за счет гидроэнергетики, а также с 2017 года – еще и за счет солнечной и ветровой энергетики. Не смотря на наличие значительного биоэнергетического потенциала, его использование в России для выработки электроэнергии незначительно. Ситуация, сложившаяся с отставанием темпов развития ВИЭ в России от ряда промышленно развитых стран, обусловлена рядом причин.
Во-первых, с учетом высокой обеспеченности страны собственными энергоресурсами, внедрение исторически дорогостоящих энергетических технологий являлось не всегда экономически оправданным. Как отмечается в Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, «основной проблемой использования возобновляемых источников энергии в Российской Федерации является их недостаточная экономическая конкурентоспособность по отношению к иным технологиям производства электрической энергии».
Во-вторых, высокий уровень климатического скептицизма в России, который оказывает влияние, в том числе, на проводимую в стране энергетическую политику. Так, согласно результатам проведенного в 2017 году всероссийского опроса «ВЦИОМ-Спутник», 39% россиян считали, что глобальное потепление – «надуманная, раздутая проблема, на которой спекулируют те, кто хочет заработать на естественном страхе человечества перед природными катастрофами». В соответствии с данными опубликованного в 2018 году исследования «Отношение европейцев к изменению климата и энергетике», проведенного European Social Survey (ESS), по числу климатических скептиков Россия занимает первое место в Европе. В то, что климат меняется или скорее всего, меняется, верят 82,2% россиян, что является самый низким показателем в Европе (для сравнения, показатель Великобритании составил 93,6%). С тем, что изменение климата может иметь серьезные отрицательные последствия, согласны лишь 61,8% россиян; в то, что изменение климата хотя бы в какой-то степени вызвано активностью человека, верят 83,8% жителей России.
В-третьих, влияние лоббистских групп, отстаивающих интересы традиционного энергетического сектора.
О.А. Кучинский, соискатель кафедры международных отношений Института управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Продолжение читайте в октябрьском номере журнала «Энергоэффективность»
Комментарии
Опубликовать комментарий